Наша система здравоохранения — парадокс бытия. Хотя на первый взгляд она вроде устроена логично и правильно.
Когда россиянин заболевает, он обращается к врачу. Если врач трудится в государственном медучреждении, он должен оказать россиянину медицинскую помощь, которая определена в утвержденном Минздравом стандарте лечения данного заболевания. Про это даже есть специальная статья 37 Федерального закона N323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: «Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи».
Точно также — по стандартам — функционируют государственные системы здравоохранения и в западных странах.
Вернее, практически нет. Потому что немножко стандартов у нас все-таки есть. Перед майскими праздниками Счетная палата подводила итоги проверки региональных программ модернизации здравоохранения за 2011–2013 годы. Так вот, по ее данным, на сегодня стандартизовано 17% всех заболеваний, требующих госпитализации.
Соответственно, 83% тяжелых заболеваний лечатся как бы приблизительно.
«Нет стандартов медпомощи при инфаркте миокарда, аппендиците, перитоните, ортопедических заболеваниях, требующих эндопротезирования суставов, и многих других».
В реальности это значит, если вас забирает «скорая» с инфарктом и привозит в больницу, то там с вами могут делать в общем-то что угодно.
Если вам повезло и вы попали в хорошее кардиоотделение, вы получите то, что необходимо. А в плохом вам что-то не то вколют, не то вольют и не возьмут какой-то анализ, который покажется врачам второстепенным. Вас будут лечить не строго как положено по стандарту, а приблизительно к тому, что обычно делается в вашем случае.
Стандарта-то нет. А на нет — и суда нет.
Минувшей осенью глава Минздрава Вероника Скворцова, выступая по радио, говорила про эту проблему: мол, да, стандартов медпомощи пока внедрено очень мало, но сейчас они активно разрабатываются с участием крупнейших специалистов, экспертов, идут обсуждения. Короче, мы над этим работаем.
Прошло полгода, но результат как-то не радует. В ХХI веке уже хочется чего-то более надежного, чем приблизительное лечение 83% тяжелых заболеваний.
У России, конечно, особый путь. Но не настолько же он особый, что мы даже стандарты медпомощи не можем позаимствовать у западных стран?
Зачем Минздраву годами их разрабатывать, если они все уже есть, готовые?
У россиян другие болезни, что ли? Кровь другая? Организм устроен иначе? Нет, все такое же. Как немцы лечат, израильтяне, скандинавы, так и нам надо лечить. Чего мудрить-то, экспертов каких-то тасовать да деньги тратить на разработку того, что давным-давно разработано?
По данным Счетной палаты, кстати, на разработку стандартов медпомощи за два последних года потрачено 290 млрд руб.
290 млрд руб. — на изобретение велосипеда.
Что касается больных людей, то их тем временем не столько лечат, сколько калечат. Причем в разных регионах по-разному. Где-то банально и тупо, а где-то — с изюминкой, изобретательно. Потому что хотя у нас нет стандартов, но есть тарифы на лечение тех или иных заболеваний, и эти тарифы, по оценкам аудиторов, «в сопоставимых регионах отличаются в разы».
В Костромской области, например, лечение больного с инфарктом миокарда стоит 25,5 тыс. руб., а в Калужской области — более 61 тыс. руб. В Республике Башкортостан тариф на рак бронха и легкого 39,5 тыс. руб., а в Удмуртской Республике — 139,8 тыс. руб.
На самом же деле, если лечить как положено, инфаркт не вылечить ни за 25 тыс., ни за 61. Так же как рак бронха и легкого не вылечить ни за 39 тыс., ни за 139.
Астрономическая разница тарифов на лечение одних и тех же заболеваний — это даже не парадокс нашей системы здравоохранения. Это просто откровенный обман.
mk.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий